На главную На предыдущую На следующую

Глава 1. Мировой рынок информационных услуг

1.2. Этапы развития мирового рынка информационных услуг

Рынок информационных услуг имеет многолетнюю историю. Качественные изменения произошли в середине 1960-х годов с появлением вычислительной техники и ее использованием в области обработки и передачи информации. В этот период основными источниками информации являлись государственные информационные службы, учебные заведения, различные общественные организации, занимающиеся сбором информации в определенной области, и библиотеки.

Пользователям предоставлялась библиография, реферативная и аналитическая информация. Обслуживание производилось на коммерческой основе.

Первые автоматизированные информационные системы (АИС) получили название информационно-поисковые системы (ИПС). В связи с крайне ограниченными возможностями первых ЭВМ в ИПС хранились вторичные документы (поисковые образцы документов). Первичные документы по-прежнему хранились в библиотеках и архивах.

Такие системы работали в двух режимах:

  1. избирательного распространения информации;
  2. ретроспективного поиска.

При избирательном распространении информации обеспечивались периодические поиски в массиве в соответствии с постоянно действующими запросами и производились оповещения пользователя о найденных документах.

При ретроспективном поиске осуществлялся просмотр всего массива по разовому запросу.

Следующим шагом, который стал возможным в связи с развитием вычислительной техники, явилось возникновение фактографических ИС. Эти системы содержали формализованную информацию в виде значений свойств различных объектов (лиц, организаций, событий и т.д.).

С расширением рынка электронной информации наблюдается уменьшение доли государственных служб на информационном рынке.

Доли государственных и негосударственных служб на информационном рынке

Доли государственных и негосударственных служб на информационном рынке

Необходимо учитывать, что определенная доля государственных информационных служб сохранится и в дальнейшем, т.к. они обеспечивают органы власти информацией, необходимой для принятия государственных решений в области экономики, политики, социальных процессов, образования и т.д.

Становление рынка электронной информации сопровождалось разделением труда организаций, занимающихся информационным обслуживанием. Сформировались три группы информационных служб:

  1. центры-генераторы (производители информации) – специализируются на добыче информации, формировании БД и поддержании их в актуальном состоянии;
  2. центры распределения (поставщики информации, вендоры) – занимаются информационным обслуживанием пользователей на основе БД, поставляемых им центрами-генераторами на коммерческой основе;
  3. информационные агентства – помимо функций сбора информации, формирования и ведения БД осуществляют функции обслуживания пользователей.

К концу 2000 года в мире функции центров-генераторов выполняли 3500 компаний, а функции центров-поставщиков 4220 компаний.

Большое влияние на развитие рынка информационных услуг оказало создание национальных и мировых сетей передачи данных, а также рост возможностей вычислительной техники, что породило появление принципиально новых информационных технологий.

Одно из главных достижений в этой сфере – появление возможности диалогового доступа пользователей к удаленным БД (режим on-line).Отметим, что первопричиной скачка в развитии сферы информационного обслуживания явился резкий рост потребностей пользователя, связанный с ростом производства, развитием науки и техники. Данное обстоятельство определило выгодность вложения денежных средств в эту отрасль и создание свыше 7,5 тыс. крупных информационных корпораций.

На главную На предыдущую На следующую

Hosted by uCoz